После воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с Россией в новых субъектах Федерации развернулись масштабные восстановительные работы. Где-то устраняют последствия военных преступлений киевского режима, который беспощадно атаковал гражданские объекты, где-то — заменяют безнадежно устаревшие коммуникации, не знавшие ремонта с советских времен, где-то еще — возводят принципиально новые высокотехнологичные объекты.
О том, как организована эта работа на разных направлениях, какие уже достигнуты результаты и какие есть планы на будущее, в интервью Донецкому агентству новостей рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Ирек Файзуллин.
Фото: Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Ирек Энварович, прошел год с того момента, как новые регионы вошли в состав Российский Федерации. Идет огромная работа — строится жилье, инфраструктура, объекты ЖКХ, идет благоустройство. Расскажите, пожалуйста, какие объекты в этой «большой стройке» вы считаете ключевыми?
Как только стало возможно и позволила оперативная обстановка, строители вышли на площадки в новых регионах. Сегодня при координации Минстроя России в восстановительных работах задействованы 8 госкорпораций, 82 субъекта и 167 подрядных организаций, с начала проведения работ удалось восстановить и построить около 9 тыс. объектов, 183 из которых построены с нуля. Все они ключевые для людей. Это и жилье, и медицинские объекты, и объекты культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства.
Работы ведутся по всем направлениям: от объектов коммунальной инфраструктуры до объектов культуры, спорта и благоустройства. На текущий момент в Луганской Народной Республике в Новопсковском районе заканчивается ремонт Дома культуры, в Луганске построен многофункциональный медицинский центр на 200 коек, в ДНР капитально отремонтирована Центральная районная больница Волновахи, строится новый Перинатальный центр на 140 мест в Донецке. В Запорожской области проводятся ремонтные работы во Дворце спорта в Токмаке, в Херсонской области заново возводится Правительственный квартал в Геническе.
Одним из знаковых событий для жителей Донецкой Народной Республики стало строительство первого этапа водовода из реки Дон Ростовской области до канала «Северский Донец – Донбасс» протяженностью 194 км. Безусловно, в этом направлении предстоит еще много работы, но мы постепенно решаем эту задачу, чтобы в домах жителей были все условия для нормальной и комфортной жизни.
Для жителей новых регионов открыты многофункциональные центры, где по принципу «одного окна», не выезжая за пределы своего региона, жители получают 57 государственных и муниципальных услуг по самым современным стандартам. В этом году Минстроем совместно с Минэкономразвития России и субъектами-шефами открыто 80 центров.
Перечень объектов для восстановления постоянно расширяется, проводятся обследования, принимаются соответствующие решения.
Очень важный вопрос — интеграция новых регионов в российские системы — транспортную, коммунальную, энергетическую. Как идет эта работа, насколько регионы интегрированы сейчас, где еще есть слабые места? Есть ли глобальная стратегия интеграции, до какого года она рассчитана?
Для интеграции новых регионов в российские системы по поручению Президента страны подготовлена и утверждена программа социально-экономического развития ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в ее подготовке непосредственное участие принимал Минстрой России. Ключевая цель программы — помочь новым регионам к 2030 году достичь среднероссийских показателей качества жизни граждан.
Также утверждены программы комплексного развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также программа по развитию жилищного строительства. Нам, как координатору работ и социально-экономического развития, важно держать на контроле мнение жителей новых регионов о том, насколько качественно и эффективно проходит процесс интеграции. С этой целью планируется в том числе проводить социологические опросы и получать обратную связь от граждан, которая позволит более адресно выстраивать работу в этой части.
Если говорить предметно, то за все время проведения работ по направлению ЖКХ восстановлено 236 коммунальных объектов, обновлено почти 30 км сетей. Системы ЖКХ до проведения этих работ находились в плачевном состоянии, не ремонтировались и не обновлялись еще со времен Советского Союза.
Если мы говорим о транспортной системе, то до конца года в новых регионах будет сформирована сеть федеральных трасс, в этом году статус федеральных получат 1 039 км автодорог в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Фото: Донецкое агентство новостей
Утверждены ли планы восстановления Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей на следующий год? Что они в себя включают?
С самого начала восстановительных работ мы обследовали и восстанавливали объекты, требующие незамедлительного ремонта. Речь в первую очередь шла про социальные объекты, жилые дома и коммунальную инфраструктуру. Отмечу, что специалисты регулярно проводят обследования населенных пунктов, актуализируют базу объектов, требующих восстановления.
В новых регионах строится новое жилье и даже целые микрорайоны. Например, в Алчевске Луганской Народной Республики в этом году сдали в эксплуатацию три девятиэтажки общей площадью — 15,5 тыс. кв. м. на 144 квартиры, новоселы уже получили ключи.
В текущем году мы перешли на среднесрочное планирование — трехлетний период оказания помощи новым регионам. Минстроем России совместно с субъектами-шефами сформированы планы работ по восстановлению и строительству жилья и объектов инфраструктуры на 2023–2025 годы. Все планы были одобрены на заседании рабочей группы под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина.
Как планируется развивать железнодорожную инфраструктуру, связь новых территорий между собой и с другими регионами РФ? Например, какие обстоятельства сейчас сдерживают возобновление железнодорожного сообщения ЛНР и ДНР с Москвой, Санкт-Петербургом, южными городами? Когда это движение может возобновиться?
Созданию удобной транспортной инфраструктуры уделяется особое внимание. Для развития связанной железнодорожной инфраструктуры между новыми регионами и другими субъектами запланирован целый ряд мероприятий. Они направлены как на восстановление и строительство линий, путепроводов, вокзалов, остановочных пунктов, возобновление пассажирского и грузового сообщения, так и на организацию удобных транспортно-пересадочных узлов и логистических центров.
В этом году создано предприятие «Железные дороги Новороссии». Для развития железнодорожной сети восстановлены два металлических моста, уложено более 140 км путей. Для железнодорожников поставлено 48 и отремонтировано 26 локомотивов, поставлено 62 вагона. В планах развития железнодорожной инфраструктуры до 2025 года восстановить два вокзальных комплекса, восемь мостов, шесть тяговых подстанций. Все эти мероприятия позволят создать три тысячи дополнительных рабочих мест.
Что касается возобновления железнодорожного сообщения ЛНР и ДНР с Москвой и другими городами, то этот вопрос будет решаться, как только позволят внешние условия.
Значительная часть Луганщины десятилетия страдает из-за нехватки воды. Особенно это касается городов Алчевска, Стаханова, Первомайска, ряда других. Строители из разных регионов РФ и специалисты Министерства обороны работают над решением этой проблемы — ремонтируют старые и строят новые водоводы. Однако регулярные отключения воды по-прежнему остаются одной из острых проблем для ЛНР, как и для других регионов. Когда она будет решена системно и аварии в системе водоснабжения перестанут быть обыденностью?
Вопрос многолетних перебоев в водоснабжении, к сожалению, актуален не только для Луганской Народной Республики, жители ДНР также испытывали сложности. Минстрой России совместно с регионами решает этот вопрос постепенно, шаг за шагом на территории населенных пунктов проводится масштабная работа.
К примеру, для жителей городов Ровеньки и Лисичанска установлена насосная станция, что позволило обеспечить водоснабжением 36 тысяч жителей. Кроме того, предусмотрено подключение семи насосных станций для резервного водоснабжения. В городах Кировске и Первомайске, а также в прилегающих к ним населенных пунктах Нижнее, Светличное, Новотошковское, Донецкий, Голубовский улучшить водоснабжение позволит восстановление инфраструктуры Светличанского водозабора. Таким образом доступ к качественному водоснабжению получат еще 360 тысяч человек.
Как я уже говорил, важным для жителей ДНР стало строительство первого этапа водовода из реки Дон Ростовской области до канала «Северский Донец — Донбасс».
Фото: Министерство обороны РФ
Известно, что Правительство РФ разрабатывает план по восстановлению Северодонецкой агломерации. Когда начнется комплексное восстановление разрушенных населенных пунктов?
В январе текущего года подведомственным Минстрою России ФАУ «Единый институт пространственного планирования РФ» был разработан мастер-план по восстановлению Северодонецкой агломерации, рассчитанный до 2035 года. Перечень работ и объектов для восстановления был сформирован совместно с регионом и учитывает мнение и потребности местных жителей.
Так, в Северодонецке планируется к реализации 138 объектов: это восстановление 120 многоквартирных домов, 18 учреждений соцкультбыта. В Рубежном в планах восстановить 98 МКД и один социальный объект. В Лисичанске планируем сдать в эксплуатацию 21 объект: 20 многоквартирных домов и один социальный объект.
Некоторые регионы уже разработали собственные планы по благоустройству и созданию новых общественных пространств, модернизации улиц и дворов. Помогает ли Минстрой в реализации этих планов уже и какие планы на 2024 год?
Вообще, в реализацию проектов благоустройства новые регионы включились очень активно. Конечно, в этом направлении они делают многое самостоятельно, им также помогают регионы-шефы. Сейчас идет планомерная работа по включению ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в социально-экономическое пространство России и во все федпроекты, в том числе в части благоустройства.
К примеру, в этом году новые регионы впервые участвовали во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды, итоги которого подвели в июле на форуме во Владивостоке, где принял участие Председатель Правительства Михаил Мишустин. Конкурс входит в федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: 30 городов из Донецкой и Луганской Народных Республик и Запорожской области подали заявки на конкурс. В голосовании по выбору территорий для преображений приняли участие более 133 тыс. жителей новых регионов. Победителями стали восемь проектов в Шахтерске, Снежном, Волновахе в ДНР, Стаханове, Старобельске, Краснодоне в ЛНР, Приморске и Бердянске — в Запорожской области.
Фото: Донецкое агентство новостей
Вы бываете в новых регионах. Как Вы можете оценить результат восстановительных работ?
В работе по восстановлению и развитию новых регионов сегодня участвуют все министерства, федеральные службы и большое количество организаций из самых разных отраслей. По поручению руководства страны Минстрой является координатором этой работы. И, конечно, все мы заинтересованы в скорейшем результате и качественном изменении жизни в новых регионах. Многие участники восстановления не только часто посещают, но и практически постоянно находятся там. По-другому нельзя. Это масштабный и важный проект, который невозможно успешно реализовывать только из кабинета.
Над восстановлением мирной жизни работает большое количество людей со всей страны, и это дает плоды. От приезда к приезду мы видим прогресс и новые результаты нашего общего труда.
Насколько охотно строители из других регионов едут в новые регионы? Они готовы бросать семьи?
С самого начала восстановительных работ в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области едут люди со всей страны. И тут важно отметь чувство сопричастности к большому делу, многими строителями руководит желание помочь всей страной, всем миром людям в новых регионах. Большинство специалистов и работников действительно хотят внести посильный вклад в создание нового уверенного будущего для наших сограждан.
Многие строители работают вахтовым методом, и это исключает необходимость покидать родных надолго. Кроме них, очень активно на все стройки пришли сами жители новых регионов, включая молодежь. Наши учебные центры ФАУ «РосКапСтрой» помогают в обучении студентов местных строительных колледжей и вузов, занимаются переобучением специалистов других профилей. Организована возможность прохождения ими практики на строящихся объектах, а дальше им оказывается содействие в дальнейшем трудоустройстве по профессии.
Особенно активно сейчас взаимодействуем с Мариупольским профильным строительным колледжем, ГУЗ «Мариупольский центр профессионально-технического образования», Мариупольским государственным университетом имени А. И. Куинджи и Университетом им. Даля.
Вообще есть ли кадровый голод с появлением новых регионов? Может, планируете создавать в новых регионах колледжи, ПТУ и обучать строительным специальностям?
На текущий момент задействовано 33 тысячи человек, в пиковые моменты число строителей достигало 60 тысяч с учетом местных жителей. Параллельно выстроена система обучения всех, кто работает и потенциально хотел бы работать. В зависимости от цикла строительства рабочие постоянно учатся — сначала на штукатуров, потом на стекольщиков, на сварщиков и на кровельщиков. На сегодня эти профессии являются самыми востребованными.
Работа по подготовке кадров в новых регионах будет продолжаться, а сама система — развиваться, чтобы покрывать все возникающие трудовые потребности.
Фото: Официальный ТГ-канал Правительства РФ
Новые регионы — это ведь не только статья расходов, это и люди, компетенции, огромная ресурсная база. Например, были новости в СМИ о создании бетонных заводов, кластеров, специализирующихся на производстве лифтов, и так далее. Как вы оцениваете потенциал новых регионов именно в строительной отрасли? Что могут новые регионы дать стране в этой сфере?
У Донецкой и Луганской Народных Республик, Херсонской и Запорожской областей большой потенциал. Несмотря на то, что сейчас вся Россия вносит свой вклад в восстановление разрушенного жилья и инфраструктуры, создание комфортных и безопасных условий проживания, в будущем территории Донбасса вполне смогут быть на передовой российской экономики и строительной отрасли. Эти амбиции, в хорошем смысле этого слова, чувствуются уже сейчас, и Минстрой России со своей стороны делает всё возможное, чтобы их поддержать.
В апреле текущего года Председатель Правительства нашей страны утвердил программу социально-экономического развития новых регионов России. Благодаря этой программе была создана свободная экономическая зона на территории новых регионов, что позволяет их участникам пользоваться рядом льгот. Статус резидентов СЭЗ уже получили 45 компаний, и их количество растет. Льготный режим может быть продлен и после 2050 года, а принятые меры позволят новым регионам не только обеспечивать себя, но и поставлять продукцию по всей стране.
Среди резидентов также есть компании, продукция которых нацелена на возможное применение в строительстве. Сегодня участники экономической зоны в Донецкой и Луганской Народных Республиках направляют свою металлопродукцию морем в Ростов-на-Дону, благодаря помощи подведомственного Минстрою России ФАУ «РосКапСтрой». Кроме того, например, в Алчевске планируется восстановить производство стального листа, швеллеров, слябов и чугуна, а также в Енакиеве — стального проката, чугуна и фасонного проката. Как известно, земли Донбасса богаты полезными ископаемыми, которые впоследствии также могут быть использованы в том числе и в строительной отрасли: в Стаханове также планируется восстановить производство ферросилиция и ферросиликомарганца, а в городе Комсомольское — добычи и переработки флюсового известняка.
То, что сделано, это основа, без которой нельзя делать следующие шаги, поэтому работы много, будем продолжать строить, восстанавливать, развивать и приумножать набранные темпы.