Патриотическое воспитание молодежи

О воссоединении Крыма с Россией

16 марта 2014 г. жители Крыма на референдуме высказались за воссоединение с исторической Родиной - Россией (96,57% - за), реализовав свое право на самоопределение.

Участие граждан в референдуме было добровольным и свободным. За ходом общекрымского референдума наблюдали 151 международный наблюдатель из 23 стран и 1240 наблюдателей от крымских организаций, референдум освещали 623 журналиста из 169 СМИ.

17 марта 2014 г. Верховный Совет Республики Крым принял решение о провозглашении Крыма независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой Севастополь является городом с особым статусом. 18 марта 2014 г. Республика Крым заключила международный договор с Россией о вхождении в ее состав.
Историческое обоснование воссоединения Крыма и России
На протяжении более чем 20-летней истории нахождения в составе Украины народ Крыма не сумел реализовать свое право на самоопределение в рамках этого государства.

В январе 1991 г. в Крымской области был проведен референдум, по результатам которого Верховный Совет Украины принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». Через 4 месяца, 19 июня, упоминание о восстановленной автономии было включено в Конституцию Украинской ССР 1978 г. В сентябре 1991 г. Верховный Совет Крыма принял «Декларацию о государственном суверенитете».

При принятии решения о выходе Украины из состава СССР была нарушена статья 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», согласно которой, в Крымской АССР должны были провести отдельный референдум по вопросу её пребывании в составе СССР или в выходящей союзной республике - Украинской ССР.

В 1992 г. была принята Конституция Крыма и введена должность Президента. 20 мая 1994 г. принят Закон Республики Крым «О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым».

Однако 21 сентября 1994 г. Верховная Рада Украины переименовала Республику Крым в Автономную Республику Крым (АРК), а в 1995 г. решением Верховной Рады Украины и Президента Украины без согласия народа Крыма Конституция Крыма была отменена, а пост Президента упразднен.

21 февраля 2014 г. было подписано соглашение между Президентом Украины В.Ф. Януковичем и ведущими оппозиционерами. Соглашение засвидетельствовали и поставили под ним свои подписи министры иностранных дел Германии, Польши и директор департамента МИД Франции. Но уже утром следующего дня оно было «растоптано». Легитимный Президент Украины был отстранен от власти в результате силовой акции на «майдане» и решения Верховной Рады Украины, принятого вразрез с положениями Конституции об импичменте Президенту. Крым был под реальной угрозой захвата экстремистами. Один из лидеров «майдана» Д.Ярош, который возглавлял экстремистский «Правый сектор», в те дни заявил, что русский в Крыму никогда не будет украинцем, поэтому он должен быть либо уничтожен, либо изгнан из Крыма.
Международно-правовое обоснование воссоединения Крыма и России
Действия России по Крыму полностью соответствуют международно-правовым нормам.

Право на самоопределение народов закреплено в статье 1 Устава ООН, подтверждено в статье 1 Пакта 1966 г. о гражданских и политических правах, в статье 1 Пакта 1966 г. об экономических, социальных и культурных правах, а также в Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В Декларации также регулируется вопрос соотношения права на самоопределение и нерушимости территориальной целостности – другого важнейшего принципа международного права.

Заявления о том, что принцип территориальной целостности государства исключает реализацию права на самоопределение в форме отделения не подтверждаются практикой. Как известно, в 1945 г. было 55 государств-членов Организации Объединенных Наций, в настоящее время их 193. Большинство из них образовалось путем реализации права на самоопределение, один из последних примеров - отделение Южного Судана.

Осуществление права на отделение может иметь место в трёх случаях: в колониальном контексте, в ситуации иностранной оккупации и в «наиболее экстремальных ситуациях». На практике, однако, встречается более широкое толкование этого положения. Например, в 1991 г. Европейский союз принял руководящие принципы по признанию новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе, в которых содержится ссылка на право народов на самоопределение как на основание признания этих государств. При этом не говорилось об имевшихся экстремальных условиях или необходимости соблюдения каких-либо конституционных процедур. В результате их применения странами Европейского союза была признана и Украина.

В то же время отделение Крыма от Украины и его вхождение в состав России произошло как раз в экстремальных условиях невозможности реализации права на самоопределение в рамках Украины.

В соответствии с актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 1975 г. принцип нерушимости границ запрещает посягательство на границы, а также на захват и узурпацию части или всей территории любого государства – участника. Однако реализация права на самоопределение в форме отделения является естественным и законным процессом, правомерно изменяющим границы и территории существующих государств и, следовательно, не может квалифицироваться как «захват» или «узурпация». Такое толкование этого принципа было подтверждено практикой образования государств на территории СССР, Югославии и других стран Восточной Европы.

В момент провозглашения независимости Края на его территории находились примерно 14 тыс. военнослужащих из 34 стран в рамках миссии НАТО. Российские военнослужащие находились в Крыму на законном основании - в соответствии c Соглашением между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г. Россия не нарушала это Соглашение и не превышала потолок общей численности военнослужащих, установленный в Соглашении между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела черноморского флота 1997 г. Военнослужащие России не вмешивались в процесс проведения референдума, о чем свидетельствовали многочисленные международные наблюдатели.
Крым сегодня
Итоги выборов Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. в Крыму подтверждают волеизъявление его жителей в 2014 г. Высокая явка (71,43%) и уверенная победа В.В. Путина (92,2%) демонстрируют массовую поддержку крымчанами курса федерального Центра.

Республика Крым и город федерального значения Севастополь полностью интегрировались в политическое, правовое и экономическое пространство России. В соответствии с Конституцией на территории полуострова Россия осуществляет суверенитет, включая мероприятия по укреплению обороноспособности страны, призыву на воинскую службу и осуществлению правосудия.

Реализуется Федеральная целевая программы по развитию Крыма, рассчитанная на период до 2022 г. Уровень и качество жизни крымчан по сравнению с «украинским периодом» значительно возросли. Усиленными темпами укрепляется инфраструктура. Наглядный пример – запуск в мае 2018 г. автомобильного движения по Крымскому мосту. В условиях транспортной и энергетической блокады полуострова киевскими властями, диверсий, направленных на расшатывание хозяйства полуострова, основная функция моста – способствовать бесперебойному снабжению крымчан товарами первой необходимости, повышению качества их жизни. В 2018 г. введен в эксплуатацию Международный аэропорт г. Симферополь, значительно расширивший возможности наращивания пассажиропотока на полуостров. Новый международный терминал рассчитан на прием до 7 млн. человек в год.

С началом автомобильного сообщения через Крымский мост турпоток вырос примерно на 25% и достиг в 2018 г. 6,5 млн человек, в то время как в «украинский период» полуостров ежегодно посещало около 5,5 млн туристов.

Государство обеспечивает соблюдение на полуострове международных обязательств в правочеловеческой сфере, учитываются интересы всех нацменьшинств. Приняты и эффективно реализуются меры соответствующей социально-экономической поддержки, программы политической реабилитации. Сформирована полноценная крымско-татарская национально-культурная автономия. Язык этого этноса признан государственным наравне с русским и украинским, обеспечено участие его представителей в местных органах власти. С целью укрепления взаимодействия с республиканскими властями в феврале 2018 г. создан Координационный совет крымских татар при Главе Республики Крым. В Крыму действуют более 30 крымско-татарских НКО, объединяющих около 30 тыс. человек.

В 2018 г. в Крыму проведены свыше 40 крупных международных мероприятий, в числе которых – IV Ялтинский международный экономический форум (апрель), XII Международный фестиваль «Великое русское слово» (апрель), IV Международный Ливадийский форум (июнь).
Восстановление разрушенного врагом