IV Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам им. Д. А. Блюма


Москва
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского проводит в очной или дистанционной форме* (в зависимости от эпидемиологической ситуации) IV Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А. Блюма для студентов средних специальных учебных заведений.

К участию в Конкурсе приглашаются студенты III — IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования и учащиеся двух последних классов средних специальных музыкальных школ для особо одаренных детей (с 10-11-летним сроком обучения). Студенты младших курсов могут принять участие в Конкурсе по своему желанию и с одобрения преподавателей.
Конкурс проводится по 3 номинациям:

1. Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония;
2. Музыкальная форма;
3. Музыкальная литература.

Каждый участник может выбрать любое количество номинаций (см. порядок подачи заявок и условия участия).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

После окончания конкурсных испытаний члены жюри подводят итоги, определяют победителей в каждой из номинаций и обладателя Гран-при. Гран-при присуждается по сумме баллов в случае участия конкурсанта в трех номинациях.
Победители конкурса будут награждены дипломами лауреатов и специальными призами, остальные конкурсанты получают диплом участника Конкурса.

Победители объявляются на церемонии закрытия Конкурса.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Заявка на участие, заверенная руководителем учебного заведения, направляется в электронном виде до 30 сентября.
В теме письма необходимо указать «Конкурс Д.А. Блюма».

Документы для участия в Конкурсе:

заявка участника по форме в формате WORD (бланк заявки прилагается, Приложение № 1);
заявка участника, заверенная руководителем учебного заведения по форме в формате JPEG или PDF;
цветная фотография участника в формате JPEG;
согласие на обработку персональных данных в формате JPEG или PDF (бланк согласия прилагается, Приложение № 2).
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Оплату всех расходов, связанных с пребыванием на конкурсе (проезд в оба конца, проживание, питание, суточные) производит направляющая организация или сами участники.

С вопросами по организации конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса к Ольге Борисовне Хвоиной по электронному адресу или по телефону (пн-сб с 10.00 до 21.00 по Московскому времени).

Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского 121069, Москва, Мерзляковский пер., 11 +7 (495) 690-05-54
www.amuart.ru
1. Номинация
«Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония»
Конкурсное испытание в номинации Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – письменный слуховой анализ небольшого музыкального произведения (или фрагмента) для фортепиано. После двух-трех прослушиваний необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка предлагаемого фрагмента: стилистику, лад, гармонию, мелодику, метр и ритм, фактуру и т. д. (последовательность может быть любой). При этом желательно более подробно остановиться на особо значимых для данного примера выразительных средствах. Стоит также обратить внимание на особенности музыкального синтаксиса и формы. В частности, описывая начальный период, имеет смысл указать на сходство предложений, каденции, наличие дробления и суммирования, расширения и дополнения и т. п.

Если пьеса незнакомая, имеет смысл сделать предположение, чье это сочинение, к какому времени, к какому направлению и жанру оно относится. Приветствуется (и оценивается значительно выше) связный текст, а не тезисное перечисление особенностей.

Время, отводимое на работу: 1 час.

Примеры задания:
Э. Григ. Лирические пьесы. Op.12 №3. Песня сторожа
К. Сен-Санс. Шесть багателей op.3. №4 F-dur
А. Аренский. Мазурка ля минор op.36 №20

Во второй части испытания конкурсанты получают одну-две мелодии (для всех одинаковые) с определенным стилевым колоритом (например, стиль европейской музыки эпохи Возрождения, стиль русской протяжной песни и т. п.). К этим мелодиям следует дописать продолжение и/или второй голос. Возможны дополнительные ограничения (например, не допускается одинаковый ритм более чем в двух тактах подряд, не допускаются параллельные интервалы два такта подряд, не допускаются длительные органные пункты и т. п.).

Время, отводимое на работу: 1 час. Использование инструмента не предполагается.

По истечении отведённого времени получившиеся работы необходимо спеть. При наличии двухголосия один из голосов поется, другой играется. Конкурсанты не слышат исполнение друг друга.

Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.
2. Номинация «Музыкальная форма»
Конкурсное испытание в номинации Музыкальная форма состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – сочинение на выбор конкурсанта:
— инструментальная пьеса в одной из простых форм по одному
из предложенных на выбор конкурсанта вариантов начал. В вариантах начал, протяжённостью в два-четыре такта, задается инструментальный состав и стиль будущей пьесы
либо
— вокальная пьеса (романс для голоса (сопрано) и фортепиано) в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов поэтического текста.

  • Варианты исполнительского состава:
— инструментальная пьеса: для фортепиано, для скрипки/флейты и фортепиано;
— вокальная пьеса: для сопрано и фортепиано.

При написании пьесы желательно учитывать специфические выразительные возможности предложенных инструментов.

  • Стиль предложенных начал, как и вокальной пьесы, ориентирован на классико-романтическую традицию (условно от Й. Гайдна до С. Прокофьева). Строгой стилизации при сочинении не требуется, но, выбрав начало в стиле одной исторической эпохи, нежелательно «модулировать» в стиль другой эпохи (условно из стиля В. Моцарта в стиль А. Веберна).

Варианты форм:

Простые двухчастные:
— репризная (А. Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть, тема вариаций, М. Глинка Романс «Жаворонок»),
— безрепризные: с серединой (М. Глинка романс «Венецианская ночь»); со второй частью в форме периода/предложения (И. Брамс «Венгерские танцы» №1 g-moll); с периодообразной второй частью (Л. ван Бетховен Соната для фортепиано № 23, 2 часть, тема вариаций) и.т.д.,

Простая трёхчастная: (С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №7 С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2,).

Могут использоваться разновидности простых двух — и трёхчастных форм, например:
— двойная двухчастная (Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1);
— трёхчастные: — двойная (С. Прокофьев Мимолетность №8); с двумя серединами (Р. Шуман «Он прекрасней всех на свете» из вокального цикла «Любовь и жизнь женщины»); с тональной репризой (П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»); с репризой-кодой (Ж. Бизе «Кармен» Антракт к 3-ему действию);

Переходные формы:
— двухчастные периоды (А. Скрябин Прелюдии op.11 D-dur №5, E-dur №9), трёхчастные периоды (С. Прокофьев Соната для фортепиано № 7, 1 часть, побочная партия, К. Дебюсси Фортепианная прелюдия «Генерал Лявин — эксцентрик» — до средней части)

Приветствуется использование вольностей строения (производной неквадратности):
расширений, дополнений и.т.д. Возможно усложнение середины в простой трёхчастной форме (например, по схеме: уводящий ход — пребывание или субтема — возвратный ход: Л. ван Бетховен: первые части сложных форм до Трио – Симфония № 1, Менуэт, Соната для фортепиано № 2, Скерцо). Возможно наличие заключения.

В сочинениях для голоса с фортепиано музыка следует за словом. Следствие — более свободная и гибкая форма. В качестве образцов форм вокальной пьесы желательно посмотреть романсы и песни Моцарта, Брамса, Шумана, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова и.т.п.

Первая часть простой формы может быть написана в любой форме:
периода/предложения: 8 тактов (малый период/ большое предложение любых разновидностей); 16 тактов (большой период/ увеличенное предложение); 12 тактов (период из трёх предложений/12ти такт на основе большого предложения) 32х-тактный (увеличенный период).

Если форма сочинения выйдет за рамки простой, жюри примет работу, но усложнение формы не будет трактоваться в пользу конкурсанта.
  • Фактура: Выдерживать от начала до конца стабильное количество голосов не обязательно. Приветствуется использование полифонических форм (например: имитаций, канонов, канонических секвенций).
  • Протяженность пьесы и выбор формы не регламентируются. Однако следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой законченные (самодостаточные) произведения (например: А. Скрябин Прелюдия op.11 gis-moll № 2, D-dur №5, E-dur №9; из названных выше примеров — Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1, С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №, С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2, Ж. Бизе «Кармен» Антракт к третьему действию).
Вторая часть испытания — анализ сочиненного произведения (письменно). При определении формы принимается любая терминология; единственный критерий – адекватное и доказательное её применение. Необходимо указывать тональные планы и форму середин. Если используются полифонические формы (например преобразования, канон, каноническая секвенция и. т. д.) — обозначать их наличие. В канонах/канонических секвенциях- определять их разряд.

Если используются каноны/канонические секвенции — указать их разряд.

Время, отводимое на работу (сочинение и анализ): 4 часа. Предоставляется возможность использования фортепиано для проверки написанного.

От нотной записи требуется разборчивость.
От произведения ожидается музыкальность, естественность, изобретательность и фантазия.
От анализа – исчерпанность, точность и ясность изложения, краткость (отсутствие лишней информации).

Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.
3. Номинация «Музыкальная литература»
Конкурсное испытание в номинации Музыкальная литература состоят из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – письменное творческое задание по прослушиванию музыки. Не требует предварительной подготовки. Условия сообщаются непосредственно в день конкурсного испытания.

Время, отводимое на работу (включая прослушивание) – 2 часа.

Вторая часть испытания – выступление на Конференции по музыкальной литературе «Слово о музыке» и собеседование (ответы на вопросы жюри) по теме выступления.

Тема выбирается и разрабатывается участником Конкурса заблаговременно в соответствии с собственными музыкальными интересами.

Требования к теме:
основной объект исследовательского внимания – конкретное музыкальное произведение с его образностью и стилем, как входящее, так и не входящее в программу курса музыкальной литературы.

Могут быть выбраны:
• одночастные произведения;
• циклические произведения – в этом случае осуществляется отбор конкретных эпизодов, на которых выступающий останавливается подробнее;
• при обращении к опере возможен рассказ об образе того или иного персонажа
(не обязательно главного) с отбором эпизодов, в которых дается его характеристика;
• возможно сопоставление/сравнение нескольких произведений: романсы на слова одного автора, две миниатюры одного жанра (две мазурки или два ноктюрна Шопена, две прелюдии Дебюсси и т. п.)

Примеры тем:
• К.М. фон Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №1
• Великаны и птичка в «Кольце нибелунга» Вагнера
• Скрипичная соната F-A-E
• Творческая мастерская Н.Я.Мясковского: 1-я и 9-я фортепианные сонаты
• Кантата «Звездоликий» Стравинского
• Метаморфозы Юрия Фалика

Требования к выступлению и собеседованию:
• Регламент выступления, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до 20 мин. Использование художественного видео-оформления темы возможно, но не является обязательным условием победы в конкурсе.
• Регламент собеседования (ответы на вопросы жюри) – до 10 мин. (по решению жюри).
• Свободное донесение темы до слушателей во время выступления (текст выступления может все время находится в поле зрения участника, но его не следует от начала до конца читать).
• Выявление собственного отношения к данному композитору и произведению.
• В случае использования источников – грамотное цитирование.
• Распечатанный текст выступления необходимо оставить жюри после своего выступления.

На конференцию «Слово о музыке», на демонстрацию мелодий, сочиненных в процессе конкурсных испытаний в номинации «Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония» вход для слушателей может быть свободный (в зависимости от эпидемиологической ситуации).
Остальные части конкурсных испытаний – закрытые.
Контакты
С вопросами относительно проведения конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса по электронному адресу:

merzlyakovka.konkurs@yandex.ru

Охлобыстина Анастасия Борисовна