Конкурсное испытание в номинации «Музыкальная форма» состоит из двух обязательных частей,каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.
Первая часть испытания – сочинение на выбор конкурсанта:
- инструментальная пьеса в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов начал. В вариантах начал, протяжённостью в два-четыре такта, задается инструментальный состав и стиль будущей пьесы
либо
- романс для голоса (сопрано) и фортепиано в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов поэтического текста.
Варианты инструментального состава: для фортепиано, для скрипки/флейты и фортепиано. При написании пьесы желательно учитывать специфические выразительные возможности предложенных инструментов.
Стиль предложенных образцов ориентирован на классико-романтическую традицию (условно от Й. Гайдна до С. Прокофьева). Строгой стилизации при сочинении не требуется, но, выбрав начало в стиле одной исторической эпохи, нежелательно «модулировать» в стиль другой эпохи (условно из стиля В. Моцарта в стиль А. Веберна).
Варианты форм:
Простые двухчастные:
- репризная (А. Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть, тема вариаций),
- безрепризные: с серединой (М. Глинка «Венецианская ночь»); со второй частью в форме периода/предложения (И. Брамс «Венгерские танцы» №1 g-moll); с периодообразной второй частью (Л. ван Бетховен Соната для фортепиано № 23, 2 часть, тема вариаций) и.т.д.,
Простая трёхчастная: (С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №7; С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2).
Могут использоваться разновидности простых двух — и трёхчастных форм, например:
- двойная двухчастная (Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1);
- трёхчастные: — двойная (С. Прокофьев Мимолетность №8); с двумя серединами (Р. Шуман «Он прекрасней всех на свете» из вокального цикла «Любовь и жизнь женщины»); с тональной репризой (П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»); с репризой-кодой (Ж. Бизе «Кармен» Антракт к 3-ему действию);
Переходные формы:
- двухчастные периоды (А. Скрябин Прелюдии op.11 D-dur №5, E-dur №9), трёхчастные периоды (С. Прокофьев Соната для фортепиано № 7, 1 часть, побочная партия, К. Дебюсси Фортепианная прелюдия «Генерал Лявин — эксцентрик» — до средней части)
Приветствуется использование вольностей строения (производной неквадратности):
расширений, дополнений и.т.д. Возможно усложнение середины в простой трёхчастной форме (например, по схеме: уводящий ход — пребывание или субтема — возвратный ход: Л. ван Бетховен: первые части сложных форм до Трио – Симфония № 1, Менуэт, Соната для фортепиано № 2, Скерцо). Возможно наличие заключения.
Первая часть простой формы может быть написана в любой форме:
периода/предложения: 8 тактов (малый период/ большое предложение любых разновидностей); 16 тактов (большой период/ увеличенное предложение); 12 тактов (период из трёх предложений/12ти такт на основе большого предложения) 32х-тактный (увеличенный период).
Фактура: Выдерживать от начала до конца стабильное количество голосов не обязательно. Приветствуется использование полифонических форм (например: имитаций, канонов, канонических секвенций).
Протяженность пьесы и выбор формы не регламентируются. Однако следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой законченные (самодостаточные) произведения (например: А. Скрябин Прелюдия op.11 gis-moll № 2, D-dur №5, E-dur №9; из названных выше примеров — Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1, С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №, С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2, Ж. Бизе «Кармен» Антракт к третьему действию).