V Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам им. Д. А. Блюма

28 октября по 1 ноября 2023 г.
Москва
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского с 28 октября по 1 ноября 2023 г. проводит V Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А. Блюма для студентов средних специальных учебных заведений.

К участию в Конкурсе приглашаются студенты III - IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования и учащиеся двух последних классов средних специальных музыкальных школ. Студенты младших курсов могут принять участие в Конкурсе по своему желанию и с одобрения преподавателей.
Конкурс проводится по 4 номинациям:

1. Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония;
2. Музыкальная форма;
3. Музыкальная литература
4. Народная музыкальная культура

Каждый участник может выбрать любое количество номинаций (см. порядок подачи заявок и условия участия).
Конференция «Слово о музыке», выступления в номинации Народная музыкальная культура, демонстрация мелодий, сочиненных в процессе конкурсных испытаний в номинации Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония - открытая часть конкурсных испытаний, вход для слушателей свободный. Остальные части конкурсных испытаний – закрытые.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПООЩРЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

После окончания конкурсных испытаний члены жюри подводят итоги, определяют победителей в каждой из номинаций и обладателя Гран-при. Гран-при присуждается по сумме баллов в случае участия конкурсанта в любых трех номинациях из четырех.

Победители конкурса будут награждены дипломами лауреатов и специальными призами, Каждый участник Конкурса получит диплом участника Конкурса.

Победители будут объявлены на церемонии закрытия Конкурса.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК И УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Заявку на участие в Конкурсе необходимо направить до 30 сентября 2023 года.

Заявка включает в себя:
- Анкету участника;
- Творческую биографию (характеристику) участника, заверенную подписью руководителя и печатью учебного заведения (в формате PDF или JPG), с обязательным указанием ФИО участника, имеющихся у участника творческих достижений, в том числе званий лауреата или дипломанта всероссийских и международных конкурсов, фестивалей, олимпиад, полученных за последние три учебных года, ФИО преподавателя и имеющихся у преподавателя почетных званий и государственных наград;
- Цветную фотографию в формате JPEG.
ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ

Участие в Конкурсе не требует вступительного взноса.

Оплату всех расходов, связанных с пребыванием на конкурсе (проезд в оба конца, проживание, питание, суточные) производит направляющая организация или сами участники.
1. Номинация
Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония
Конкурсное испытание в номинации Сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.


Первая часть испытания – письменный слуховой анализ небольшого музыкального произведения (или фрагмента) для фортепиано. После двух-трех прослушиваний необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка предлагаемого фрагмента: стилистику, лад, гармонию, мелодику, метр и ритм, фактуру и т. д. (последовательность может быть любой). При этом желательно более подробно остановиться на особо значимых для данного примера выразительных средствах. Стоит также обратить внимание на особенности музыкального синтаксиса и формы. В частности, описывая начальный период, имеет смысл указать на сходство предложений, каденции, наличие дробления и суммирования, расширения и дополнения и т. п.
Приветствуется определение автора прослушанного произведения. Если пьеса незнакомая, имеет смысл сделать предположение, чье это сочинение, к какому времени, к какому направлению и жанру оно относится. Приветствуется (и оценивается значительно выше) связный текст, а не тезисное перечисление особенностей.

Время, отводимое на работу: 60 минут.
Примеры задания:
Э. Григ. Лирические пьесы. Op.12 №3. Песня сторожа
К. Сен-Санс. Шесть багателей op.3. №4 F-dur
А. Аренский. Мазурка ля минор op.36 №20


Во второй части испытания конкурсанты получают одну-две мелодии (для всех одинаковые) с определенным стилевым колоритом (например, стиль европейской музыки эпохи Возрождения, стиль русской протяжной песни и т. п.). К этим мелодиям следует дописать продолжение и/или второй голос. Возможны дополнительные ограничения (например, не допускается одинаковый ритм более чем в двух тактах подряд, не допускаются параллельные интервалы два такта подряд, не допускаются длительные органные пункты и т. п.).
Время, отводимое на работу: 60 минут.

Использование инструмента не предполагается.
По истечении отведённого времени, получившиеся работы необходимо спеть. При наличии двухголосия один из голосов поется, другой играется. Конкурсанты не слушают исполнение друг друга.
Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.
2. Номинация
Музыкальная форма
Конкурсное испытание в номинации Музыкальная форма состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.


Первая часть испытания – сочинение на выбор конкурсанта:
- инструментальная пьеса в одной из простых форм по одному
из предложенных на выбор конкурсанта вариантов начал. В вариантах начал, протяжённостью в два-четыре такта, задается инструментальный состав и стиль будущей пьесы
либо
- вокальная пьеса (романс для голоса (сопрано) и фортепиано) в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов поэтического текста.

Варианты исполнительского состава:
- инструментальная пьеса: для фортепиано, для скрипки/флейты и фортепиано;
- вокальная пьеса: для сопрано и фортепиано.
При написании пьесы желательно учитывать специфические выразительные возможности предложенных инструментов.
Стиль предложенных начал, как и вокальной пьесы, ориентирован на классико-романтическую традицию (условно от Й. Гайдна до С. Прокофьева). Строгой стилизации при сочинении не требуется, но, выбрав начало в стиле одной исторической эпохи, нежелательно «модулировать» в стиль другой эпохи (условно из стиля В. Моцарта в стиль А. Веберна).

Варианты форм:
Простые двухчастные:
- репризная (А. Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть, тема вариаций, М. Глинка Романс «Жаворонок»),
- безрепризные: с серединой (М. Глинка романс «Венецианская ночь»); со второй частью
в форме периода/предложения (И. Брамс «Венгерские танцы» №1 g-moll);
с периодообразной второй частью (Л. ван Бетховен Соната для фортепиано № 23,
2 часть, тема вариаций) и.т.д.,
Простая трёхчастная: (С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №7
С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2,).
Могут использоваться разновидности простых двух - и трёхчастных форм, например:
- двойная двухчастная (Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1);
- трёхчастные: - двойная (С. Прокофьев Мимолетность №8); с двумя серединами (Р. Шуман «Он прекрасней всех на свете» из вокального цикла «Любовь и жизнь женщины»); с тональной репризой (П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»);
с репризой-кодой (Ж. Бизе «Кармен» Антракт к 3-ему действию);
Переходные формы:
- двухчастные периоды (А. Скрябин Прелюдии op.11 D-dur №5, E-dur №9), трёхчастные периоды (С. Прокофьев Соната для фортепиано № 7, 1 часть, побочная партия, К. Дебюсси Фортепианная прелюдия «Генерал Лявин - эксцентрик» - до средней части)
Приветствуется использование вольностей строения (производной неквадратности):
расширений, дополнений и.т.д. Возможно усложнение середины в простой трёхчастной форме (например, по схеме: уводящий ход - пребывание или субтема - возвратный ход: Л. ван Бетховен: первые части сложных форм до Трио – Симфония № 1, Менуэт, Соната для фортепиано № 2, Скерцо). Возможно наличие заключения.
В сочинениях для голоса с фортепиано музыка следует за словом. Следствие - более свободная и гибкая форма. В качестве образцов форм вокальной пьесы желательно посмотреть романсы и песни Моцарта, Брамса, Шумана, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Свиридова и.т.п.
Первая часть простой формы может быть написана в любой форме:
периода/предложения: 8 тактов (малый период/ большое предложение любых разновидностей); 16 тактов (большой период/ увеличенное предложение); 12 тактов (период из трёх предложений/12ти такт на основе большого предложения) 32х-тактный (увеличенный период).
Если форма сочинения выйдет за рамки простой, жюри примет работу, но усложнение формы не будет трактоваться в пользу конкурсанта.

Особые рекомендации:
Фактура. Выдерживать от начала до конца стабильное количество голосов
не обязательно. Приветствуется использование полифонических форм (например: имитаций, канонов, канонических секвенций).
Протяженность пьесы и выбор формы не регламентируются. Однако следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой законченные (самодостаточные) произведения (А. Скрябин Прелюдия op.11 gis-moll № 2, D-dur №5, E-dur №9; из названных выше примеров - Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1, С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №, С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2, Ж. Бизе «Кармен» Антракт к третьему действию).
Вторая часть испытания - анализ сочиненного произведения (письменно). При определении формы принимается любая терминология. Единственный критерий – доказательное её применение. Необходимо указывать тональные планы и форму середин. Если используются полифонические формы (например, преобразования, канон, каноническая секвенция и. т. д.) - обозначать их наличие. В канонах/канонических секвенциях- определять их разряд.
Если используются каноны/канонические секвенции указывать их разряд.

Время, отводимое на работу (сочинение и анализ): 240 минут.
Предоставляется возможность использования фортепиано для проверки написанного.

От нотной записи требуется разборчивость.
От произведения ожидается музыкальность, естественность, изобретательность и фантазия; от анализа - исчерпанность, точность и ясность изложения, краткость (отсутствие лишней информации).

Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.
3. Номинация
Музыкальная литература
Конкурсное испытание в номинации Музыкальная литература состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – письменное творческое задание по прослушиванию музыки. Не требует предварительной подготовки. Условия сообщаются непосредственно в день конкурсного испытания.
Время, отводимое на работу (включая прослушивание) – 120 минут.

Вторая часть испытания – выступление на Конференции по музыкальной литературе «Слово о музыке» и собеседование (ответы на вопросы жюри) по теме выступления.
Тема выбирается и разрабатывается участником Конкурса заблаговременно
в соответствии с собственными музыкальными интересами.

Требования к теме:
Основной объект исследовательского внимания – конкретное музыкальное произведение с его образностью и стилем, как входящее, так и не входящее в программу курса музыкальной литературы.

Могут быть выбраны:
- одночастные произведения;
- циклические произведения – в этом случае осуществляется отбор конкретных эпизодов, на которых выступающий останавливается подробнее;
- при обращении к опере возможен рассказ об образе того или иного персонажа
(не обязательно главного) с отбором эпизодов, в которых дается его характеристика;
- возможно сопоставление/сравнение нескольких произведений: романсы на слова одного автора, две миниатюры одного жанра (две мазурки или два ноктюрна Шопена, две прелюдии Дебюсси и т. п.)

Примеры тем:
К. М. фон Вебер. Концерт для кларнета с оркестром №1
Великаны и птичка в «Кольце нибелунга» Р. Вагнера
Скрипичная соната F-A-E
Творческая мастерская Н. Мясковского: 1-я и 9-я фортепианные сонаты
Кантата «Звездоликий» И. Стравинского
Метаморфозы Ю. Фалика

Регламент выступления, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до 20 мин. Использование художественного видео-оформления темы возможно, но не является обязательным условием победы в конкурсе.
Регламент собеседования (ответы на вопросы жюри) – до 10 мин. (по решению жюри).

Требования к выступлению и собеседованию:
- Свободное донесение темы до слушателей во время выступления (текст выступления может все время находится в поле зрения участника, но его не следует от начала до конца читать);
- Выявление собственного отношения к данному композитору и произведению;
- В случае использования источников – грамотное цитирование.
Распечатанный текст выступления необходимо оставить жюри после своего выступления.
4. Номинация
Народная музыкальная культура
Номинация Народная музыкальная культура предназначена для студентов всех отделений, в учебном процессе которых используются фольклорные экспедиции и последующая работа с записанным материалом.

Конкурсное испытание в номинации Народная музыкальная культура состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – текстовая, должна быть связана с аутентичным фольклорным материалом, записанным непосредственно в экспедициях представляемого учебного заведения. Личное участие выступающего в экспедиции желательно, но необязательно. В выступлении могут быть раскрыты разные стороны фольклора: этнографические, стилистические, исполнительские, исторические. Во время выступления студента-конкурсанта приветствуется демонстрация аудио и видео (особенно непосредственно из экспедиций).

Вторая часть испытания – исполнительская, музыкальная, предполагает исполнение выступающим песен и/или наигрышей «живьём» (сольно, либо с привлечением других исполнителей – дуэты, ансамбли). В случае, если присутствие полного состава ансамбля на Конкурсе невозможно, допускается показ видео. В этом случае выступающий обязательно должен участвовать в ансамбле и присутствовать на видео.


Примерные направления/темы выступлений:
Творческий портрет народного исполнителя или коллектива.
Обрядовый фольклор в конкретных сёлах или деревнях.
Сравнение вариантов народной песни или наигрыша (допустимо сравнение образца, записанного в экспедиции, с опубликованными подобными образцами в различных сборниках).
Стилистические особенности региона (основные жанры, коллективы, солисты, сохранность традиции и т.д.).
Технические особенности записей в полевых условиях (например, многомикрофонная запись).
Особенности расшифровки народных песен.
Лешуконский любительский народный хор: история коллектива, особенности репертуара (на материале фольклорных экспедиций АМУ при МГК в Лешуконский район Архангельской области).
Свадебные и похоронные причёты Никольского района Вологодской области.
Песня «Как на крыше-то сидел воробейка»: сравнение вариантов.
Кадрили Тарногского района Вологодской области.
Календарные обряды Мглинского района Брянской области.
Исполнители-мужчины на Мезени.
Свадебный обряд села Луговец Мглинского района Брянской области.
Певица Анна Ивановна Подшивалова (на материалах экспедиций АМУ при МГК в Пинежский район Архангельской области).

Регламент выступления, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до 20 мин. Использование художественного видео-оформления темы возможно, но не является обязательным условием победы в конкурсе.
Требования к выступлению:
- Соотношение текстовой и музыкальной частей выступления конкурсанта должно быть примерно равным
- Небольшие песни или наигрыши (2-3 минуты) предпочтительно исполнять целиком.
- Не допускаются композиторские аранжировки или обработки аутентичного материала. Однако исполнительская манера может отличаться от аутентичного оригинала. Основной критерий — художественная убедительность исполненной песни или наигрыша.

Возможны вопросы выступающему как от членов жюри (не более 2-х вопросов), так и из зала (также не более 2-х).
Распечатанный текст выступления необходимо оставить жюри после своего выступления.

Наиболее яркие исполнения песен и/или наигрышей прозвучат на церемонии закрытии Конкурса.
Контакты
С вопросами по организации конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса к Ольге Борисовне Хвоиной по электронному адресу merzlyakovka.konkurs@yandex.ru

или по тел. +7 (916) 189-92-02
(пн-сб с 10.00 до 21.00 по Московскому времени).

Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского 121069, Москва, Мерзляковский пер., 11
+7 (495) 690-05-54
www.amuart.ru