III Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А.Блюма


Москва
Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского с 28 октября по 1 ноября 2019 г. проводит III Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д.А.Блюма.
К участию в Конкурсе приглашаются студенты III — IV курсов теоретических и исполнительских отделений музыкальных учебных заведений среднего профессионального образования и учащиеся двух последних классов средних специальных музыкальных школ (с 10-11-летним сроком обучения).
Конкурс проводится по 4 номинациям:

  • Теория музыки;
  • Музыкальная форма;
  • Музыкальная литература;
  • Народная музыкальная культура.

Каждый участник может выбрать любое количество номинаций (см. порядок подачи заявок и условия участия).

Определение победителей и поощрение участников


В соответствии с результатами конкурсных испытаний члены жюри определяют победителей в каждой номинации и обладателя Гран-при. Гран-при может быть присужден конкурсанту, участвовавшему не менее, чем в трех номинациях.

Все участники получают диплом участника конкурса. Победители конкурса будут награждены дипломами лауреатов и специальными призами.

Порядок подачи заявок и условия участия


Заявка на участие направляется в электронном виде (в формате Word) по адресу merzlyakovka-2019@yandex.ru до 30 сентября 2019 года.
В теме письма необходимо указать «Конкурс Д.А. Блюма».

Документы для участия в Конкурсе:
  • характеристика участника в свободной форме, заверенная подписью директора и печатью учебного заведения;
  • заявка участника в формате Word (Приложение № 1)
  • цветная фотография в формате JPEG

Финансовые условия


Оплату всех расходов, связанных с пребыванием на конкурсе (проезд в оба конца, проживание, питание, суточные) производит направляющая организация или сами участники.


В дни проведения Конкурса будут работать бесплатные курсы повышения квалификации для преподавателей, чьи студенты участвуют в Конкурсе. Продолжительность Курсов – 36 часов.


Для преподавателей других категорий, желающих принять участие в Курсах, стоимость – 10 000 рублей.


Для записи на курсы повышения квалификации необходимо направить заявление на электронную почту merzlyakovka-2019@yandex.ru до 10 октября 2019 года.


С вопросами по организации конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса к Ольге Борисовне Хвоиной по электронному адресу merzlyakovka-2019@yandex.ru


или по тел. +7 (916) 189-92-02 (пн-сб с 10.00 до 21.00 по Московскому времени).

1. Номинация «Теория музыки»
Конкурсное испытание в номинации «Теория музыки» предполагает наличие знаний и умений по дисциплинам сольфеджио, элементарная теория музыки, гармония и состоит из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – письменный слуховой анализ небольшого музыкального произведения (или фрагмента) для фортепиано. После двух-трех прослушиваний необходимо описать с достаточной подробностью различные стороны музыкального языка предлагаемого фрагмента: стилистику, лад, гармонию, мелодику, метр и ритм, фактуру и т. д. (последовательность может быть любой). При этом желательно более подробно остановиться на особо значимых для данного примера выразительных средствах. Если пьеса незнакомая, необходимо сделать предположение, чье это сочинение, к какому времени и к какому направлению оно относится. Поощряется связный текст, а не тезисное перечисление особенностей.

Время, отводимое на работу: 1 час.

Пример задания:
Э. Григ. Лирические пьесы. Op.12 №3. Песня сторожа.
К. Сен-Санс. Шесть багателей op. 3. №4 F-dur

Во второй части испытания конкурсанты получают одну-две мелодии (для всех одинаковые) с определенным стилевым колоритом (например, стиль европейской музыки эпохи Возрождения, стиль русской протяжной песни и т. п.). К этим мелодиям следует дописать продолжение и/или второй голос. Возможны дополнительные условия (например, не допускается одинаковый ритм более чем в двух тактах подряд, не допускаются параллельные интервалы два такта подряд, не допускаются длительные органные пункты и т. п., что будет указано в задании).

Время, отводимое на работу: 1 час. Использование инструмента не предполагается.

По истечении отведённого времени работы необходимо спеть. При наличии двухголосия один из голосов поется, другой играется. Конкурсанты не слышат исполнение друг друга.

Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.

2. Номинация «Музыкальная форма»
Конкурсное испытание в номинации «Музыкальная форма» состоит из двух обязательных частей,каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – сочинение на выбор конкурсанта:
  • инструментальная пьеса в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов начал. В вариантах начал, протяжённостью в два-четыре такта, задается инструментальный состав и стиль будущей пьесы
либо
  • романс для голоса (сопрано) и фортепиано в одной из простых форм по одному из предложенных на выбор конкурсанта вариантов поэтического текста.
Варианты инструментального состава: для фортепиано, для скрипки/флейты и фортепиано. При написании пьесы желательно учитывать специфические выразительные возможности предложенных инструментов.
Стиль предложенных образцов ориентирован на классико-романтическую традицию (условно от Й. Гайдна до С. Прокофьева). Строгой стилизации при сочинении не требуется, но, выбрав начало в стиле одной исторической эпохи, нежелательно «модулировать» в стиль другой эпохи (условно из стиля В. Моцарта в стиль А. Веберна).

Варианты форм:

Простые двухчастные:
  • репризная (А. Скрябин Концерт для фортепиано с оркестром, 2 часть, тема вариаций),
  • безрепризные: с серединой (М. Глинка «Венецианская ночь»); со второй частью в форме периода/предложения (И. Брамс «Венгерские танцы» №1 g-moll); с периодообразной второй частью (Л. ван Бетховен Соната для фортепиано № 23, 2 часть, тема вариаций) и.т.д.,

Простая трёхчастная: (С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №7; С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2).

Могут использоваться разновидности простых двух — и трёхчастных форм, например:
  • двойная двухчастная (Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1);
  • трёхчастные: — двойная (С. Прокофьев Мимолетность №8); с двумя серединами (Р. Шуман «Он прекрасней всех на свете» из вокального цикла «Любовь и жизнь женщины»); с тональной репризой (П. Чайковский «Серенада Дон Жуана»); с репризой-кодой (Ж. Бизе «Кармен» Антракт к 3-ему действию);

Переходные формы:
  • двухчастные периоды (А. Скрябин Прелюдии op.11 D-dur №5, E-dur №9), трёхчастные периоды (С. Прокофьев Соната для фортепиано № 7, 1 часть, побочная партия, К. Дебюсси Фортепианная прелюдия «Генерал Лявин — эксцентрик» — до средней части)
Приветствуется использование вольностей строения (производной неквадратности):
расширений, дополнений и.т.д. Возможно усложнение середины в простой трёхчастной форме (например, по схеме: уводящий ход — пребывание или субтема — возвратный ход: Л. ван Бетховен: первые части сложных форм до Трио – Симфония № 1, Менуэт, Соната для фортепиано № 2, Скерцо). Возможно наличие заключения.

Первая часть простой формы может быть написана в любой форме:
периода/предложения: 8 тактов (малый период/ большое предложение любых разновидностей); 16 тактов (большой период/ увеличенное предложение); 12 тактов (период из трёх предложений/12ти такт на основе большого предложения) 32х-тактный (увеличенный период).

Фактура: Выдерживать от начала до конца стабильное количество голосов не обязательно. Приветствуется использование полифонических форм (например: имитаций, канонов, канонических секвенций).

Протяженность пьесы и выбор формы не регламентируются. Однако следует ориентироваться на образцы, которые представляют собой законченные (самодостаточные) произведения (например: А. Скрябин Прелюдия op.11 gis-moll № 2, D-dur №5, E-dur №9; из названных выше примеров — Ф. Шопен Ноктюрн e-moll op.72 №1, С. Прокофьев Мимолетность № 1, С. Рахманинов Прелюдии op. 23 d-moll №3, D-dur №4, c-moll №, С. Прокофьев Сказка старой бабушки fis-moll op.31 №2, Ж. Бизе «Кармен» Антракт к третьему действию).
Вторая часть испытания — анализ сочиненного произведения (письменно). При определении формы принимается любая терминология; единственный критерий – адекватное и доказательное её применение. Необходимо указывать тональные планы и форму середин. Если используются каноны/канонические секвенции — указать их разряд.

Время, отводимое на работу (сочинение и анализ): 4 часа. Предоставляется возможность использования фортепиано для проверки написанного.

Нотная запись должна быть сделана разборчиво.

Критерии оценки сочинения: музыкальность, естественность, изобретательность, фантазия.
Критерии оценки анализа: исчерпанность, точность и ясность изложения, краткость (отсутствие лишней информации).
Работы победителей будут исполнены на церемонии закрытия Конкурса.
3. Номинация «Музыкальная литература»
Конкурсное испытание в номинации «Музыкальная литература» состоят из двух обязательных частей, каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Первая часть испытания – письменное творческое задание по прослушиванию музыки без предварительной подготовки. Условия сообщаются непосредственно в день конкурсного испытания.

Время, отводимое на работу (включая прослушивание) – 2 часа.

Вторая часть испытания – выступление на Конференции по музыкальной литературе «Слово о музыке» (открытая часть конкурсного испытания, вход для слушателей свободный) и собеседование (ответы на вопросы жюри) по теме выступления.
Тема выбирается и разрабатывается участником Конкурса заблаговременно в соответствии с собственными музыкальными интересами.

Требования к теме:
основной объект исследовательского внимания – конкретное музыкальное произведение с его образностью и стилем, как входящее, так и не входящее в программу курса музыкальной литературы.

Могут быть выбраны:
  • одночастные произведения;
  • циклические произведения – в этом случае осуществляется отбор конкретных эпизодов, на которых выступающий останавливается подробнее;
  • при обращении к опере возможен рассказ об образе того или иного персонажа (не обязательно главного) с отбором эпизодов, в которых дается его характеристика;
  • возможно сопоставление/сравнение нескольких произведений: романсы на слова одного автора, две миниатюры одного жанра (две мазурки или два ноктюрна Шопена, две прелюдии Дебюсси и т. п.)
Примеры тем:
  • Великаны и птичка в «Кольце нибелунга» Вагнера
  • «Баллада» Грига
  • Франк: три хоральные прелюдии для органа
  • Чайковский. Большая соната для фортепиано
  • Кантата «Звездоликий» Стравинского
  • Шостакович «Из еврейской народной поэзии»

Требования к выступлению и собеседованию:
  • Регламент выступления, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до 20 мин. Использование художественного видео-оформления темы возможно, но не является обязательным условием победы в конкурсе.
  • Регламент собеседования (ответы на вопросы жюри) – до 10 мин. (по решению жюри).
  • Свободное донесение темы до слушателей во время выступления (текст выступления может все время находится в поле зрения участника, но его не следует от начала до конца читать).
  • Выявление собственного отношения к данному композитору и произведению.
  • В случае использования источников – грамотное цитирование.
  • Распечатанный текст выступления необходимо оставить жюри после своего выступления.
4. Номинация «Народная музыкальная культура»
Номинация «Народная музыкальная культура» предназначена для студентов любых отделений тех профессиональных образовательных учреждений, в которых проводятся фольклорные экспедиции и последующая работа с записанным материалом.

Конкурсное выступление в номинации «Народная музыкальная культура» (открытая часть конкурсного испытания, вход для слушателей свободный) состоит из двух обязательных частей (текстовой и музыкальной), каждая из которых оценивается жюри по 100-балльной системе. Итоги подводятся по сумме баллов.

Тема выступления должна быть связана с аутентичным фольклорным материалом, записанным непосредственно в экспедициях (желательно самим конкурсантом). В выступлении могут быть раскрыты разные стороны фольклора: этнографические, стилистические, исполнительские, исторические. Во время выступления конкурсанта может быть использована демонстрация аудио- и видео-материалов.

Музыкальная часть выступления предполагает исполнение выступающим песен и/или наигрышей «живым звуком» (соло, либо с привлечением других исполнителей – дуэты, ансамбли). В случае, если присутствие полного состава ансамбля на Конкурсе невозможно, допускается показ видео. В этом случае выступающий обязательно должен участвовать в ансамбле и присутствовать на видео.

Примерные направления выступлений:
  • Творческий портрет народного исполнителя или коллектива.
  • Обрядовый фольклор в конкретных сёлах или деревнях.
  • Сравнение вариантов народной песни или наигрыша (допустимо сравнение образца, записанного в экспедиции, с опубликованными подобными образцами в различных сборниках).
  • Стилистические особенности региона (основные жанры, коллективы, солисты, сохранность традиции и т.д.).
  • Технические особенности записей в полевых условиях (например, многомикрофонная запись).
  • Особенности расшифровки народных песен.

Примеры тем:
  • Лешуконский любительский народный хор: история коллектива, особенности репертуара (на материале фольклорных экспедиций АМУ при МГК в Лешуконский район Архангельской области).
  • Свадебные и похоронные причёты Никольского района Вологодской области.
  • Песня «Как на крыше-то сидел воробейка»: сравнение вариантов.
  • Кадрили Тарногского района Вологодской области.
  • Календарные обряды Мглинского района Брянской области.
  • Исполнители-мужчины на Мезени.
  • Свадебный обряд села Луговец Мглинского района Брянской области.
  • Певица Анна Ивановна Подшивалова (на материалах экспедиций АМУ при МГК в Пинежский район Архангельской области).

Требования к выступлению:
  • Регламент выступления, включая демонстрацию музыкальных примеров (собственное исполнение, аудио- и видеозаписи) и других необходимых материалов – до 20 мин. Использование художественного видео-оформления темы возможно, но не является обязательным условием победы в конкурсе.
  • Время звучания текстовой и музыкальной частей выступления должно быть примерно равным
  • Небольшие песни или наигрыши (2-3 минуты) предпочтительно исполнять целиком.
  • Не допускаются композиторские аранжировки или обработки аутентичного материала. Исполнительская манера может отличаться от аутентичного оригинала. Основной критерий — художественная убедительность исполненной песни или наигрыша.
  • Жюри имеет право задать вопросы конкурсанту
  • Распечатанный текст выступления необходимо оставить жюри после своего выступления.

Наиболее яркие исполнения песен и/или наигрышей прозвучат на церемонии закрытия Конкурса.
Контакты
С вопросами относительно проведения конкурса следует обращаться в Оргкомитет конкурса по электронному адресу:

merzlyakovka.konkurs@yandex.ru

Охлобыстина Анастасия Борисовна